Экономическая игра

Модель работы магазина

Ассортимент магазина

В одном магазине одновременно можно торговать разными видами продуктов. Номенклатура продуктов зависит от того, какой режим симуляции применяется. На игровых серверах с шагом пересчёта 1 раз в день их более 250, на Демо-сервере с шагом пересчёта 1 раз в час — около 40. 

Цена, качество, бренд

Каждый продукт характеризуется такими показателями как цена, качество и бренд. Их важность для потребителя зависит от типа продукта, локации подразделения, конкурентной среды и других факторов.

Что важнее?

Цена, качество, бренд. Что важнее? Однозначного ответа здесь нет. Например, если вы развиваете ювелирную сеть в фешенебельных районах города для респектабельных клиентов, на первом месте будет качество и бренд товара. Если же ваш магазин расположен в спальном дешёвом районе, ключевым фактором будет цена.

Не бойтесь экспериментировать с разными комбинациями цены, качества и бренда ваших товаров.

Цены могут быть разными:

  • Цена поставщика — отпускная цена поставщика без учёта транспортных и таможенных издержек. 
  • Закупочная цена — та цена, которую вы заплатите за товар, приобретаемый у поставщика для своего магазина с учётом транспортных и таможенных издержек. 
  • Цена продажи — цена, которую вы выставляете для конечного потребителя (покупателя) в вашем магазине. 
  • Средняя по городу цена — как следует из названия это своего рода средняя температура по больнице. 

Качество — безразмерный показатель от 1 (минимальное качество) до бесконечности. Чем выше, тем лучшее (при прочих равных). Бренд — показатель привлекательности товара для потребителя. С брендом опять же — чем выше, тем лучше. 

Чтобы выбрать поставщика, перейдите в магазин, выберите вкладку «Снабжение», определите категорию товара и конкретный товар, нажмите кнопку «Добавить поставщика». 

Закупка товара у поставщика

На что обратить внимание

Закупочная цена может существенно отличаться от цены поставщика в том случае, если продукцию необходимо транспортировать на существенные расстояния.

При формировании цены продажи учитывайте закупочную цену, издержки вашего бизнеса и средние уровни цен на данную продукцию в городе, где расположен магазин.

Если два товара имеют одинаковое или почти одинаковое качество, закупайте тот, который дешевле.

Если два товара имеют одинаковую или похожую цену, закупайте тот товар, который имеет наивысшее качество.

Из списка поставщиков выберите того, который вас интересует. Нажмите кнопку «Выбрать», укажите объём закупки. Нажмите кнопку «Заказать». Продукция поступит в магазин после ближайшего пересчёта. 

При оформлении контракта с поставщиком можно задать дополнительные условия сделки — прекратить поставку при повышении цены на Х% и прекратить поставку при снижении качества ниже Y.

По умолчанию все контракты являются долгосрочными. То есть, если вы заказали 100 единиц, то каждый шаг будет поступать по 100 единиц продукции.

Для того чтобы контакт действовал только один шаг, при заключении контракта выберите опцию «Разовая закупка».

Пример структуры цен при закупке Шин в магазин:

Когда вы определяете номенклатуру продуктов для своего магазина, критически важно понимать будет ли продукт, в принципе, востребован на рынке. В противном случае вы рискуете просто вложить деньги в товар, который будет пылиться на вашем складе.

Анализ рынка и перспективы продаж

Для того чтобы определиться с перспективами продаж, необходимо провести анализ рынка на предмет соотношения цены и качества. 

Как читать отчёт

 Для экспресс-оценки достаточно посмотреть на индекс развития рынка. Если он имеет значение «Е», рынок перспективен, так как он занят только местными поставщиками (магазины, управляемые компьютером, сравнительно легко потеснить). Если индекс «ААА», то на рынке уже присутствуют реальные игроки, с которыми тягаться будет значительно сложнее.

 Обратите внимание на изменение таких показателей как цена и качество. Например, на рассматриваемом рынке качество минимально (1), цена в последние пересчёты снижалась и сейчас составляет 32 с небольшим. Следовательно, если вы сможете найти поставщика колбасных изделий (или сами откроете колбасный завод) с качеством равным или выше 1, но с меньшей ценой, перспективы у вас отличные.

 Обратите внимание и на перечень крупнейших некомпьютерных продавцов. Они — хороший ориентир для того, чтобы понять объёмы продаж по продукции с определёнными характеристиками. Например, при качестве 1,05 и цене 35,39 магазин «Fedorov и компания» продаёт за один шаг около 100 ед. Следовательно, если ваша продукция будет иметь сопоставимое качество, а цена будет несколько ниже, вы можете надеяться на продажи в один пересчёт как минимум 100 единиц колбасных изделий. А если ваша продукция будет существенно лучше по цене и качеству? Тестируйте рынок!

Ваш магазин имеет определённую локацию (страна, регион, город). Обратитесь к аналитическим данным для понимания того, что сейчас происходит на рынке. Для этого воспользуйтесь пунктом меню «Аналитика» > «Анализ рынков». Выберите соответствующий товар и регион. 

Пример отчёта по рынку колбасных изделий в Казани. 

Тестируйте рынок!

В процессе управления ассортиментом и ценами не бойтесь проверять разные стратегии. Экспериментируйте с закупками и ценами. А получив отклик от рынка, корректируйте свою стратегию.

В ряде случаев лучше иметь меньшую маржу (разницу между ценой продажи и ценой закупки), но больший объём продаж за счёт предложения рынку выгодного по сочетанию цена/качество/бренд товара.

 Также могут иметь место стратегии, когда ставка делается на большую маржу при относительно небольшом числе продаж.

Следующий пример даст вам понимание перспектив продаж в зависимости от соотношения цен и качества продукции. 

ПродуктЗакупкаЦена продажиВ среднем по городуПерспективы продаж
ЦенаКачествоЦенаКачество

5 00028 0008 0001Нормальные: цена сопоставима со среднерыночной, качество выше

5011201101Плохие: цена выше чем на рынке, качество аналогичное

15056008002Отличные: качество выше чем на рынке, цена ниже

50160601Умеренные: цена и качество аналогичны среднерыночным показателям

30360903Хорошие: цена ниже, чем на рынке, качество равнозначное

Когда в вашем магазине сформирована продуктовая линейка, информацию по средним в городе ценам и качеству продукции, объёму ваших продаж, объёму закупок, остатках на складе и т.п. можно получить в торговом зале. В торговом зале также устанавливаются отпускные цены на продукцию. 

Торговый зал

Аналитика по рынкам

Не забудьте обратиться к аналитическим и справочным отчётам, которые есть в бизнес-симуляции. Они дадут вам информацию о структуре рынков, ключевых конкурентах и их ценах, помогут с выбором новых рынков для развития своего бизнеса.

Для  доступа к аналитике и справочным данным воспользуйтесь главным пунктом меню «Аналитика».

Расположение магазина и его размер

Для магазинов особое значение имеет местоположение. Логика проста — чем ближе к центру города, тем больше виртуальные потребители уделяют внимания качеству (естественно, при наличии выгодного ценового предложения) и бренду. Чем дальше от центра — тем важнее фактор цены.  

 

Тестируйте рынок

Пробуйте разные стратегии в зависимости от местоположения, ассортимента и маржи.

Не бойтесь экспериментировать!

Чем ближе магазин к центру, тем выше затраты на аренду. Но и перспективы для продаж выше. Особенно, если ваш товар качественный и хорош по цене.

Со временем, когда ваш бизнес начнёт развиваться, возникнет потребность в увеличении размера магазина. Это даст возможность продавать больше продукции и обслуживать большее число покупателей.

Индикатор необходимости расширения магазина очень прост — у вас большие очереди перед входом в магазин (симуляция вас об этом проинформирует). То есть, с привлечением всё хорошо, с ценами и качеством также всё в порядке, персонал есть, но магазин физически не успевает обслуживать всех желающих. В таком случае, конечно, пора расширяться. 

Изменить расположение магазина и его размер можно на главной странице магазина, функция «Расположение магазина».

Сотрудники и зарплата

Как вы понимаете, магазин в принципе не может существовать без продавцов. Функционал управления персоналом вызывается с главной страницы магазина через пункт «Сотрудники и зарплата». Также на главной странице есть подсказка о том, сколько сотрудников, как минимум, сейчас необходимы магазину. 

Персонал магазина

На сотрудниках лучше не экономить. Как говорится, кадры решают всё!

 Ниже представлено несколько советов в области HR:

  • Штат сотрудников должен соответствовать размеру, специализации и динамике вашего бизнеса.
  • Если, например, вы запускаете масштабные рекламные кампании в магазинах, задумайтесь о том, хватит ли персонала для обслуживания возросшего потока посетителей.
  • Чтобы продажи были хорошими, необходим высокий уровень обслуживания, который определяется квалификацией сотрудника. Особенно этот фактор критичен для магазинов, располагаемых в центре и фешенебельных районах.
  • Иногда лучше оптимизировать излишние закупки товара (в которых замораживаются ваши средства), чем экономить на персонале.
  • Всегда есть несколько альтернатив. Можно нанять квалифицированный персонал дороже, а можно взять менее квалифицированных сотрудников и инвестировать в их обучение. Либо выбрать золотую середину. 
  • Экспериментируйте с работой отдела кадров — он поможет в автоматической коррекции вашего штата.

Определите нужное число сотрудников и их зарплату, нанимайте и увольняйте персонал, проводите обучение. 

Реклама

Реклама магазина обеспечивает его известность среди потенциальных потребителей. А это, в свою очередь, может конвертироваться в рост посещаемости и, следовательно, в рост выручки. Для запуска рекламных кампаний воспользуйтесь вкладкой «Маркетинг и реклама». 

Эффективность рекламных кампаний

Чем чаще потенциальные клиенты будут видеть вашу рекламу, тем лучше. Старайтесь поддерживать минимальное соотношение числа контактов к населению города не менее чем 2:1 — 3:1. То есть, каждый житель города должен увидеть ваше рекламное обращение не менее 2-3 раз.

В идеале, эффективность рекламных кампаний должна стремиться к 100%. Она определяется не тем, сколько вы потратили денег, а тем, было ли обеспечено эффективное обслуживание всех потенциальных покупателей, которые посетили ваш магазин после того, как увидели вашу рекламу.

Для этого необходимо, чтобы эффективность работы магазина также стремилась к 100%. Этот индикатор регулярно рассчитывается в симуляции (см. главную страницу магазина). Низкая эффективность работы магазина означает, что не все посетители, которые хотели сделать покупки, имел такую возможность.

Эффективность зависит от трёх показателей:

· эффективности персонала (продавцов) — их числа и квалификации, то есть, способности в принципе качественно обслужить посетителей.

· квалификации менеджера в области торговли (см. свой индикатор квалификации в разделе «Моя компания» >«Топ-менеджер».)

· эффективности работы управляющего офиса.

Два последних фактора подробно рассмотрены далее. 

Экспериментируйте с разными рекламными каналами и продолжительностью их использования для достижения максимального эффекта.