В последние годы учебные деловые игры пользуются все большим спросом в различных сферах,
включая социологию, администрирование, менеджмент, городское планирование и так далее. Причин для столь большой популярности предостаточно: в первую очередь, стоит отметить, что деловые игры для менеджеров, экономистов, историков, администраторов, социологов можно рассматривать также как один из способов коммуникации между специалистами различных направлений.
При этом для деловых игр разных направлений характерен свой собственный терминологический словарь. К примеру, деловыми играми обычно называют именно экономические игры. Если мы говорим про область городского планирования, про сферу политики, то обычно используется название – имитационные игры. В любом случае основу таких игр составляет определенная модель, реализация которой зависит от действий участников, разыгрывающих различные ситуации, выполняющих определенные действия, обучающихся таким образом необходимым навыкам. Впрочем, обо всем по порядку…
Примеры деловых игр
Если вы не очень четко представляете себе, что такое деловая игра, примеры помогут вам сформировать в голове более четкую картинку.
Пример простейшей деловой игры вы можете придумать самостоятельно. Отталкиваться нужно, прежде всего, от той задачи, которая должна быть решена после завершения игры. Если вы хотите, к примеру, развить коммуникационные навыки участников игры, нужно заставить команду из нескольких человек выполнить определенную работу, которая требует взаимодействия, слаженности. Это может быть, например, строительство башни из бумаги.
Понятно, что выше приведен простейший сценарий. Современные деловые люди, игра для которых является привычным способом развития определенных навыков, умений, предпочитают реализовывать более сложные сценарии, тем более, что таких представлено большое количество – достаточно просто заглянуть в Интернет, ввести в поисковик соответствующий запрос, например – деловая игра бизнес.
Сценарии деловых игр
Проведение деловых игр – один из самых эффективных инструментов обучения высококлассных специалистов на Западе. Западные консалтинговые агентства часто используют сценарные деловые игры как один из видов консультирования развития компаний. Как правило, сценарии таких игр представляют собой ситуации – прошедшие, возможные или актуальные, которые необходимо обыграть, и в результате выявляются повторяющиеся ошибки, причины, их вызывающие, наиболее перспективные, правильные пути развития компании. Деловая игра, сценарий которой разработан грамотно, является прекрасным инструментом для крупных компаний, которые хотят всегда оставаться на лидерских позициях, учитывая изменения внешней среды.
Сценарии деловых игр прорабатываются с тем расчетом, чтобы у участников игры в результате могла сформироваться организационная культура управления – это позволит специалистам удачно сочетать научные методы развития компании с практическими методами администрирования.
При этом любой сценарий деловой игры обычно включает в себя три этапа:
1. Участники игры знакомятся с целями, условиями и задачами игры. Проводится также инструктаж по поводу порядка проведения данной игры;
2. Участники делятся на различные ролевые группы, и перед каждой группой ставятся определенные задачи;
3. По окончании игры проводится анализ действий, ошибок и побед участников, оценка самого процесса игры, делаются выводы.
Все вышеперечисленные пункты позволяют участникам игры осознать, какие действия способны привести к провалам, как нужно вести себя, чтобы достичь желаемого результата.
Проведение деловых игр
Если на западе более востребованы деловые управленческие игры, то в России пока еще большим доверием пользуются тренинги, в которые, кстати, нередко включаются несложные деловые игры. Впрочем, ситуация уже начинает меняться, и спрос на деловые игры как самостоятельный инструмент развития, растет. Все больше отечественных консалтинговых агентств разрабатывает собственные игровые сценарии, позволяющие участникам игр получать, развивать те или иные навыки.
Хотите улучшить такой навык, как деловое общение? Игра станет не только удобным, но и весьма эффективным инструментом для получения желаемого. При этом результаты игроков не ограничиваются развитием одного навыка, достижениями в узкой области, но обычно результаты более обширны, многогранны.
Большую роль в популяризации деловых игр сыграл Интернет, – с каждым годом появляется все больше деловых игр, рассчитанных на виртуальное участие. Таким образом, сегодня возможность принять участие в игре есть практически у каждого заинтересовавшегося – достаточно просто иметь доступ в Интернет и желание.
Ярким примером такой возможности является экономическая деловая игра, бизнес игра – Виртономика, которая сегодня представляет собой одну из самых масштабных бизнес симуляций на российском рынке. Цель данной игры заключается в построении прибыльного и эффективного бизнеса с нуля. Участники получают определенный стартовый капитал и должны основать, развить бизнес – в любом направлении, любыми способами. В процесс игры участники вынуждены решать множество проблем, анализировать различные ситуации.
Учебные деловые игры по экономике
Как уже было сказано выше, учебные деловые экономические игры сегодня представлены большим выбором. Какими преимуществами может похвастать Виртономика?
Во-первых, игроком может стать каждый, у кого есть доступ в Интернет и желание получить определенные знания, развить навыки в области экономики, менеджмента. Данная деловая игра по экономике имеет платные функции, дающие определенные бонусы, но нет никакой необходимости покупать эти функции – вполне можно играть в Виртономику, не вкладывая ни копейки, и результаты, тем не менее, будут впечатляющими.
Во-вторых, в отличие от многих других компьютерных игр, Виртономика предполагает «живое общение», то есть, вы будете иметь дело не с компьютером, действия которого после определенного периода игры несложно будет предугадать, но вы будете общаться с другими участниками игры, работать с ними, взаимодействовать, соответственно, можно говорить о том, что атмосфера игры максимально приближена к реальной жизни, а значит, знания, полученные в ходе игры, являются поистине бесценными.
Деловые игры по менеджменту
Деловые игры по менеджменту – отличное решение для тех, кто хочет начать свой бизнес, или тех, кто уже имеет бизнес, но хочет вывести его на новый уровень. В определенном смысле деловая игра является своеобразным тренажером, который позволит вам безболезненно выявить ошибки в вашем мышлении (если они есть), который укажет вам на какие-то недоработки вашего бизнес-сценария и так далее.
Любая деловая игра, выбор которой ложится на ваши плечи, способна стать мощнейшим инструментом для развития бизнес-навыков. Но в процессе поиска лучше отдавать предпочтение тем вариантам, сценариям, которые проверены временем, тысячами пользователей, которые за время своего существования зарекомендовали себя с хорошей стороны… Тем более, что найти достойный вариант сегодня не представляет большой сложности – на просторах Интернета вы сможете найти большой выбор экономических деловых игр. Впрочем, зачем искать, если лучшее уже «под рукой»?