Экономическая игра

Обучение персонала основам бизнес планирования и анализа

эволюция менеджера

Хотите угадаю! Большинство ваших сотрудников, за исключением, пожалуй, бухгалтерии, каждый раз морщат нос, когда вы очередной раз просите их подготовить очередной недельный, месячный, квартальный план или отчет. И неважно о чем эти документы – о продажах, об эффективности маркетинга, о финансовых результатах.

Вообще неважно, какие это планы и отчеты))

Даже в ситуации, когда компании необходимо разработать полноценный рабочий бизнес-план на следующий год,

содержащий SMART цели и взаимосвязанные, согласованные друг с другом графики действий всех подразделений. Большинство менеджеров среднего звена благополучно генерирует формальные отписки, воспринимая процесс планирования как опостылевшую и бессмысленную рутину, как дискомфортный инструмент контроля, как способ дисциплинарного давления, покушения на свободу их творчества или сомнения руководства в их нацеленности на результат. Отчасти это так и есть, но только отчасти, и только потому что у менеджеров чаще всего нет полноценного понимания того, что план его подразделения является для топ-менеджера необходимой частью простого, но необходимого как лопата, консолидированного плана деятельности всей компании, с помощью которого он пытается обеспечить вменяемый итоговый финансовый результат деятельности бизнеса. И если этот консолидированный план состоит из не связанных друг с другом отписок разных подразделений, подразумевающих совершенно не согласованные, а часто и противоречащие друг другу действия, лопата у топ-менеджера молниеносно разваливается и он тратит 90% своего времени на согласования текущих действий различных функциональных подразделений в ходе выполнения ими их разрозненных действий.

Задача качественного планирования деятельности организации решается только при соблюдении трех условий:

  • Менеджер действительно во всей полноте понимает важность и необходимость для всей организации его личного плана, как неотъемлемой и необходимой части общего совокупного действия
  • Он понимает как его действия должен быть увязан с активностью его коллег, и предпринимает к этому сознательные усилия.
  • Он действительно мотивирован к качественному планированию и анализу своей деятельности и своего подразделения

 

Соблюдение всех трех условий — не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Задача сложна по одной простой причине — недостаточный управленческий кругозор среднего менеджмента, отсутствие комплексного видения всей картины бизнеса, ощущение роли винтика в машине. У менеджеров среднего звена просто никогда в жизни еще не было возможности оказаться в роли топ-менеджера, директора компании, основателя бизнеса. Он мыслит пока исключительно своими функциональными, специализированными категориями. В такой ситуации по определению не может быть ни полноценного понимания действительной важности качественного согласованного планирования, ни комплексной картины бизнеса, ни полного понимания взаимосвязи процессов в организации. Без понимания не может быть и мотивации.

Пока менеджеры среднего звена не попробуют почувствовать себя в роли топов, не прочувствуют на своей шкуре груз ответственности директора, не увидят весь бизнес целиком с верхней точки, вам будет очень сложно убеждать их в том что качественные, амбициозные, но реалистичные планы нужны не для того чтобы шантажировать менеджера в будущем их невыполнением, а чтобы вместе быстро и согласовано идти к корпоративным целям; отчеты нужны не для того чтобы кого-то наказать за плохой результат, а чтобы проанализировав, вместе понять, что можно улучшить в работе. Многие ли из ваших сотрудников знают, что такое SWOT анализ, PEST анализ, модель конкурентных сил или 5 функций менеджмента Файоля? Думаю, многие знают либо слышали. А многие ли умеют применять на практике в своей повседневной работе эти, в общем-то достаточно простые и прикладные инструменты? Я знаю ваш ответ))

Как ни странно, но Виртономика решает большинство описанных выше задач улучшения мотивации, навыков качественного планирования и расширения горизонтов управленческого кругозора.

 

Сформулируйте для своих сотрудников амбициозную цель в игре,

предложите им самим написать бизнес-план и поуправлять полноценной, пусть и виртуальной компанией. И им придется, находясь в роли руководителя не просто расширить свой бизнес-кругозор, но и научиться пользоваться и оперировать различными финансовыми и аналитическими отчетами, научиться планировать деятельность не только в рамках своего функционального поля, но и всей компании. Но это будет не рутинная и скучная задача, а эпизод в увлекательном игровом процессе. На выходе вы получите не просто исполнителей, а эффективных Менеджеров, на которых гораздо проще опереться.