Торговля с Китаем
В конце нулевых интернет торговля с Китаем не была особенно развита, как вы знаете и помните, но были уже ушлые люди, которые пытались заниматься этим. Как вы помните, я родом из приграничного города, и ещё во время своего студенчества ездил «фонарем» за небольшие деньги потусить в приграничный китайский город. Нам оплачивали проезд, обратно мы ехали загруженные товаром, якобы для себя. Сверху нам давали ещё какие-то деньги, честно, не помню сколько, в районе 500 рублей. Но все это, естественно, мелочи, хотя Портнягин на этом поднялся, он учился в моём городе академии предпринимательства.
Мой будущий директор – Виталий, жил до этого в Китае какое-то время, и вот он решил создать интернет магазин. Знаний айтишных у него не было (и никогда не будет в дальнейшем, собственно это и сыграет определенную роль в дальнейшем крахе его бизнеса), и он решил найти спеца. И он нашёл. Обязанности попили таким образом: Виталий занимается непосредственно бизнесом на месте, в Пекине, набирает коллектив, руководит процессом, а его айтишный партнер работает из России и исключительно по системе. Так продолжалось какое то время, примерно год, денег они заработали не мало, в точности не знаю как был поставлен процесс, но там было все как попало, по рассказам старых работников. Человек мог заказать один цвет вещи, но приходил другой цвет и ему все равно его отправляли, операторы решали в чем будет одет человек, но люди просто перли валом. Но в один прекрасный день Виталий пришёл на работу и обнаружил что все доступы ему перекрыты в систему и партнер не выходит на связь. Не знаю чем думал партнер, но Виталий от этого выиграл больше. Он тут же закрывает склад, на котором хранилось, по словам того же Виталия, товара на миллион долларов, я сам лично видел эти стеллажи с товаром, и сам оттуда брал вещи себе. После этого он каким-то образом случайно находит спецов из Москвы в аэропорте Гонконга, как то он с ними там случайно знакомится, рассказывает о своем бизнесе, эти спецы, среди которых был мой будущий наставник Сергей, занимаются автоматизацией складов. С этого знакомства и началось создание того самого интернета-магазина.
Рабочий процесс интернета-магазина.
Сам сайт интернет-магазина находился на хостинге в Германии, и представлял собой, по факту, переведенный taobao.com через переводчик Google, там какие-то хитрые связки были, которые стоили недешево к тому же. Но главное для чего это было сделано, на мой взгляд, это то что не нужно было наполнять базу, а также что артикулы товара совпадали на обоих сайтах.
Сайт в Германии был соединен с сервером в Пекине. Я как то попробовал узнать зачем был сделан этот «гениальный» ход, так как в последствии такая архитектура мне столько нервов испортила. Не буду описывать подробно про Великий Китайский Фаервол, так как многие в курсе, что интернет в Китае это отстой. Ещё по самой стране он работает более-менее, но за пределы сигнал идёт еле-еле, google, youtube, а в последствии Инстаграмм там под запретом, с российских сайтов посмотреть фильм невозможно, кароч, беда. И вот вы представьте, что необходим канал через который 24 на 7 будет передаваться немаленький объем информации. При том сигнал шёл по очень интересному пути: Пекин-Сеул-Токио-Лос Анджелес-Нью Йорк-Лондон-Берлин. С этим каналом были вечные проблемы, но что то я отклонился от темы. Вернемся в Пекин.
Как же все было устроено. Клиент из России находил товар на нашем сайте, после этого он мог сразу положить его к себе в корзину, или, если он хотел уточнить какие-то моменты мог позвонить по телефону к нам в офис, звонок, естественно был бесплатен, но многие клиенты не сразу врубались, что звонят в Китай напрямую. Оказывается для Западной России Китай сродни какой-то другой планете. Ему отвечали русские девочки из нашего офиса, которые полностью консультировали по товару, смотря его на сайте taobao, также могли связаться сразу с продавцом и начать переписку, уточняя тут же все «хотелки» клиента. На мой взгляд, наша техподдержка очень круто работала. После того как клиент создавал заказ на нашем сайте и оплачивал стоимость товара, он передавался оператору. Кстати, система была реализована на базе Microsoft Dynamics Axapta. Оператор, видя заказ клиента, а также комментарии к заказу от клиента или от специалиста техподдержки, делал заказ на taobao.com, уточняя все ньюансы у продавца. После этого оставлял, при необходимости, свои комментарии, и вносил трек-номер посылки в заказ. На этом работа оператора заканчивалась.
Примерно через три-четыре дня товар поступал на склад. Приемщик товара брал посылку и сканировал трек-номер, сразу же на его мониторе появлась информация по заказу, картинка товара с ссылкой на taobao.com. Он вскрывал посылку, проверял, чтобы все было хорошо (качество, количество, цвет и т.д.) потом упаковывал в пакет, на него наклеивал штрих-номер, на котором была вся информация о заказе.
Затем в дело вступал разносчик товара. Он брал целую корзину товара и через радиотерминал, сканирую штрих-номер располагал товар в его корзине. На складе были ряды стеллажей со штрих-кодами на каждой полке, на каждой полке стояли ящики, тоже с штрих-кодами. Товар ложился в корзину, через радиотерминал и система понимала, что в ящике есть. То есть потерять что-то было нереально, но китайцы умудрялись каким-то образом это делать.
После того как в ящике собирались все товары из заказа, система посылал на радиотерминал оповещение, что заказ можно упаковывать. Сборщик заказо, опять же через радиотерминал, собирал заказ и привозил упаковщику, упаковщик все упаковывал, сканируя все товары. И отправлял на взвешивание.
На взвешивании стояли очень точные весы, которые стоили, тоже каких-то сумасшедших денег, они были соединены с компом. Посылка ставилась на весы, и в зависимости от того способа доставки, какой выбрал клиент (China Post, EMS и т.д.) ему рассчитывалась окончательная сумма. Все происходило автоматически. После взвешивания посылка ставилась на отдельный стеллаж.
После того как клиент оплачивал доставку. Система присылала оповещение, что все готово, посылка окончательно упаковывалась, и в тот же день отправлялась на почту. Ну а дальше как повезет по доставке.
После того как товар получен, клиент мог обменять товар. Или попросить возмещения денег, но это делалось на так часто, все потому что клиент полностью мог контролировать свой заказ. На любом этапе обработки он мог запросить фотографии товара, которые прикреплялись ему в личный кабинет на сайте. Причем сколько угодно ему фотографии и как угодно. Клиент мог запросить положить линейку к ботинку или кофте, замерить пояс и сфотографировать как мы это делаем. При упаковке клиенту порой не нравилось, что так тяжело, мы начинали снижать вес как могли: срезать лишний картон, доставать из коробки продавца, трамбовать, в конце концов))) Кароч, ухитрялись как могли. Если, например, клиент заказывал много товаров, то мы все делили на отдельные посылки, порой именно в такой последовательности как он хотел, после этого делали фото посылки. Вот такой был сервис.
typac |