Как быть богатым аки наркобарон и не иметь проблем с законом?
Стыбзено с просторов, решил поделиться, очень занимательно. Далее, от первого лица
Итак, довелось мне некоторое время поработать в такой удивительной организации как Inditex, она, в свою очередь владеет брендами Zara, Pull’n’Bear, Bershka, Stradivarius и т.п., полный список можете на вики посмотреть.
В отличии от огромного количества людей, проходящих через жернова этой душегубки, мне повезло попасть туда, где работает основной руководящий состав СНГ-шного подразделения.
В связи с особенностями моей позиции у меня был месяц стажировки в Испании, в родном городе этой организации, где находится головной офис и основной завод - город Артейхо.
Вопрос, как может шмотка, себестоимостью в 0,6$ продаваться за 50$, ведь за что-то должны браться деньги, не может же эта цена быть из воздуха? - К сожалению может, и я сейчас расскажу почему и как такое получается, а заодно и станет понятен ответ на вопрос из заголовка.
Забегая вперед, скажу, что моё мнение основано только на фактах, которые я наблюдал лично и за каждое слово могу поручиться.
Наилучшее понимание того, как устроено всё производство и эффективность работы в Inditex описывается концепцией 20/80, т.е 20% усилий дают 80% процентов резутата.
Когда я в первый день прибыл в испанскую штабквартиру, мне провели небольшую экскурсию по всему комплексу. В этом комплексе совмещены основные компоненты для производства и продажи одежды и аксессуаров, в разных отделах соседствуют рабочие с производственной линии, маркетологи, бухгалтеры, айтишники, руководители и прочие. В общей сложности в комплексе работает около 5 тыс человек.
Первым удивительным открытием стала колоссальная разница в количестве между производственным и обслуживающим персоналом.
Для понимания, из всего 5ти тысячного штата, работников завода и склада чуть больше пятиста. В основном, это связано с тем, что на этом заводе почти ничего не производится, основной и самый большой цех занимается фасовкой и упаковкой шмоток, которые приходят из стран-производителей (в основном Марокко и Турция) с последующей отправкой по западной и восточной Европе (есть ещё два аналогичных центра в США и Азии). Есть ещё цех поменьше, в котором ремонтируют небольшой брак, который попадается в импортированных шмотках (пуговицы пришивают и т.п). Больше непосредственно завод ничем не занимается, т.к содержать низкоквалифицированный персонал в Испании очень не выгодно.
Вторым удивительным моментом стало то, что Inditex уже много лет в принципе не производит одежду, они заказывают производство на локальных заводах и распространяют по магазинам под своими брендами. Даже шмотки, на которых они пишут «Made in Spain» делаются в Марокко или Турции и перед отправкой на Испанском заводе им просто пришивают пару кантиков, пуговиц и эту самую бирку «Maid in Spain». (Может для кого-то это и не удивительно, но для меня было не очевидно).
Кстати, из-за такой централизации сортировочного узла, почти все шмотки идут с ценниками в евро, которые потом в магазине сверху заклеивают рублёвыми ценниками
Ценообразование рублёвых значений ещё веселее, чем «корневых» которые идут в евро.
Немного отвлекусь от обустройства Испанской штабкватиры и поясню, как дело происходит в СНГ-шных магазинах.
Дело в том, что рублёвые ценники распечатываются на специальной машинке каждое утро и генерируются они на основе количества проданных шмоток этой модели в предыдущий день. За минимальную цифру берётся евровый ценник, который вешают ещё на заводе. Например, было пальто за 5к, оно хорошо разошлось, на следующий день в системе его ценник отобразится за 6к, и его наклеят на пальто и вывесят в зал. За сутки все шмотки из зала расходятся, если вдруг до вечера что-то остаётся, то на следующий день новый ценник клеят прямо поверх вчерашнего)
Такая система позволяет очень круто распределять стоимость и создаёт иллюзию скидок при ротации покупателей. Например, пальто за 6к, которое будет популярно в ТЦ Европейский через неделю будет стоить все 10к, но если оно не покупалось в ТЦ Вегас, то там оно будет по прежнему около 5к. И типичный шоппер, который видел это пальто за 10к в Европейском с огромной радостью купит его за 5к в Вегасе.
Так вот, возвращаясь к непосредственному производству шмоток, за счёт огромных объемов поставок (например поставки из Марокко везут огромным морским контейнеровозом) стоимость транспортировки копеечная (не больше 0.1$ на кг шмоток). Себестоимость самой шмотки, произведённой в Марокко примерно равна стоимости тряпки и почти бесплатного труда местного рабочего (в районе 0.5$ - 5$ за вещь в зависимости от сложности и качества материалов).
И вот тут начинается самое интересное!
Как продать шмотку стоимостью 0.5$ за 50$? На этот вопрос Inditex нашёл такой ответ:
1) нужно сделать шмотку, которая будет выглядить на 100$
2) нужно произвести шмотку, которая выглядит на 100$ за 0.5$
Соответственно, ребята из Inditex выполняют оба этих условия соблюдая принцип 20/80, а именно:
1) Чтобы сделать шмотку, которая выглядит на 100$, можно поехать на модный показ премиальных брендов типа Dior, там быстренько срисовать интересные модели и с небольшими изменениями отправить в производство. Да-да, в Inditex фактически никаких дизайнов не придумывают сами, просто берут трендовые и классические модели более дорогих брендов)
2) Заказать производство сразу OVER9000 экземпляров этой шмотки у самого недорогого подрядчика из бедной страны.
В итоге PROFIT!
Ну и чтобы совсем уже не раздувать своё повествование закончу тем, что основное количество сотрудников на том заводе в Испании (около 3 тыс) составляет отдел «Markets», который делает промо-материалы для магазинов (оформляют витрины, делают фотки для плакатов и т.п), после чего эти материалы тиражируются на магазины по всему миру.
Если тема будет интересна могу написать ещё занятные моменты про айтишную часть и про организацию бизнес-процессов.
P.S. Если кто-то думает, что на ценообразование существенно влияет з/п персонала и аренда, то спешу расстроить, планы продаж каждого магазина выставляются таким образом, чтобы аренда и з/п для этого магазина была не выше чем 5% от ежемесячной выручки (т.е не больше 5% от денег, полученных за каждую шмотку).
P.P.S.: для прожженных бизнесменов и -вуменов данная статья ничего нового не откроет. Неискушенным, таким как я, надеюсь, было интересно.
Парень слыхал но недопонял про 20/80, в шмотках продают сезонными коллекциями, где 20% ходовых вещей окупают с прибылью всю коллекцию, остальное скидывается почти по себестоимости, откуда и получаются сногсшибательные скидки, в том же Европейском залежалое пальто с 12к до 6к обычное дело.
А по башке за производство подобных адидаков и асидаков этот бизнес точно не получит? В России точно получил бы, и совершенно справедливо, ибо нех дизайн воровать.
Пикабу не очень интересный ресурс, жуткая помойка, что вы там делаете?
Не $0,5, тут накручено и преувеличено ради красного словца. Но примерно $5 действительно продается за $50. 1000% прибавочной стоимости для брендового потребительского товара - по нынешним временам вполне обычная норма. В постиндустриальном укладе эта цифра стремится к бесконечности. Ну и что?
Покупая любой товар со сколь-нибудь известным брендом, вы гораздо больше платите за бренд, чем за сам товар. Вас это все еще удивляет? А на какие, как вы думаете, деньги живет весь этот телевизионный бомонд?
На рынках оборудования идут схожие процессы. Хваленое немецкое железо практически ничем не лучше индийского - так как заготовки льются на одной фабрике в Индии. Но немецкое стоит впятеро дороже. Потому что собирается в Германии (зарплаты выше в 10-20 раз) и за счет этого имеет сертификат DIN, а далее ISO, API, ГОСТ и т.п.
Все это приметы времени. То, что для автора статьи это было откровением, говорит лишь об уровне автора статьи. Как, интересно, он попал в менеджеры крупной компании с мышлением домохозяйки?
Если все же опираться на классическую экономику, здесь играет роль нелинейность кривой цена-качество. Вторая производная функции цена(качество) сильно положительна. С ростом располагаемого дохода потребитель сдвигается по пирамиде Маслоу вверх, стоимость самих по себе благ, которые ему нужны для выживания, мала в сравнении с его доходом, и он принимается платить за социальный статус и за гарантию качества.
Если мне социальный статус пофиг (а так оно и есть), то я и не пойду в фирменные бутики. (Хотя у Зары на заре ее появления в России были пристойные вещи по вменяемым ценам. Сейчас уже нет почти. Даже Декатлон начинает курвиться.) Но видите ли, я тогда должен понимать, что покупка на рынках дешевых вещей суть некий риск. Да, я могу купить вполне удобные и красивые зимние ботинки за 1500 руб., джинсы за 1000 руб., пуховку за 2000 руб. Но я должен быть готов, что ботинки потекут, джинсы порвутся, у пуховки заклинит молнию. И через месяц вещь придется выбрасывать. Хотя, может, и не придется! Там не всё низкокачественное, там просто гарантии качества нет. У известных брендов она вроде как есть. Если это не контрафакт.
Хотя, увы, и у "натуральных" брендов в последнее время гарантия качества весьма условна. Пусть не месяц, но два сезона от силы. Об обуви уровня Саламандер прошлого века, служившей десятилетиями, остается только мечтать. O tempora o mores...
платишь не только за бренд но еще и за сам магазин. В нашем городе той же марки на рынок пойдешь там 3к помню было а в магазине 4.5к. Вот и доп наценочка . ПочЕм берут потОм и продают. И всем пофиг на себестоимость.
Не $0,5, тут накручено и преувеличено ради красного словца. Но примерно $5 действительно продается за $50.
Если мне социальный статус пофиг (а так оно и есть), то я и не пойду в фирменные бутики. (Хотя у Зары на заре ее появления в России были пристойные вещи по вменяемым ценам. Сейчас уже нет почти. Даже Декатлон начинает курвиться.).....
Хотя, может, и не придется! Там не всё низкокачественное, там просто гарантии качества нет. У известных брендов она вроде как есть. Если это не контрафакт.
Хотя, увы, и у "натуральных" брендов в последнее время гарантия качества весьма условна. Пусть не месяц, но два сезона от силы. Об обуви уровня Саламандер прошлого века, служившей десятилетиями, остается только мечтать. O tempora o mores...
Вопрос. Встречались ли с маркой Henderson? Что скажете? Интересует сугубо частное мнение просто для интереса.
Вопрос. Встречались ли с маркой Henderson? Что скажете? Интересует сугубо частное мнение просто для интереса.
Нет, наверное. Я могу не знать марки одежды, которую ношу. Сейчас я помню разве что некоторые декатлоновские бренды: форклаз, солоньяк, каленьи. Поскольку их сочетание цена-качество меня до последнего времени устраивало. "Честный Китай".
Сумкин, торговые наценки никто не отменял. И что они порой дикие - никто не спорит. В принципе, можно съездить в Салтыковку на рынок. Но мне вот лично проще переплатить несколько сотен рублей.
Посмотрел их сайт. Не, их вещей у меня быть не может. Это втрое дороже, чем я покупаю. Меня, конечно, все равно где-то разводят и я все же что-то плачу за голый понт, как ни стараюсь этого избежать. Но не столько же!
Но мне зато очень понравилась их акция "3 по цене 2" в отношении обуви! Такого чувства юмора еще поискать!
Сумкин, торговые наценки никто не отменял. И что они порой дикие - никто не спорит. В принципе, можно съездить в Салтыковку на рынок. Но мне вот лично проще переплатить несколько сотен рублей.
мне нравится потолкаться ценником. выжать скидочку потолще, что в раше что за бугром. бывало что мне через пару дней совещаний звонили соглашаясь. как то помню в загране выдавил 50% скидон да понял что вещь мне и не нужна и не купил. поэтому на рыночек нет нет да зайду . Поболтаю с местными чекаво за жисть за торговлю.