Я решил написать гайд общего характера по производству, надеюсь он поможет новым игрокам разобраться
Гайд в форме FAQ, где я ответил на наиболее частые вопросы.
UPD - Эта тема, как и все мои гайды, были созданы много лет назад. За это время игра и механики сильно изменились, поэтому часть информации потеряла актуальность.
Взорвать. Шучу. Или не шучу. Вначале игры получить прибыль с производства проблематично и многие советуют сначала наладить стабильную торговлю с прибылью в магазинах, а уже потом думать о производстве. Однако завод может вам понадобиться для победы в одной из номинации конкурса менеджеров ну и для прокачки квалы.
Что главное вначале игры если я захочу таки заняться производством?
Для любой сферы деятельности вначале главное это прокачать квалификацию. Не получить прибыль, а именно прокачать квалу. С квалой 1-5 ваши возможности очень ограниченны и вы даже не сможете запустить на полную катушку несколько заводов максимального размера. Так что не гонитесь за прибылью, гонитесь за скоростью роста квалы. Прибыль будет позже.
Самолёты. Вначале для прокачки квалы лучше производить то где вы сможете легко достать сырьё. В первую очередь это касается независимых поставщиков. То есть стройте банальную цепочку: ферма молока => завод сыра, например. Или же овцы=>шерсть=>самбреро. Так вы прокачаете не только производство, но и животноводство. Схема будет у нас неплохо работать, может быть даже с прибылью, пока квала не дорастёт до 20-30.
На определённом этапе для прокачки вам нужно будет что-бы товар который вы производите имел качество выше чем среднее на сервере. В зависимости от сервера, товар, где вы средний кач перебьёте, может быть сложно найти, но он есть всегда. Часто это товары которые недавно ввели в игру и где еще не исследовали высокие технологии. Для прокачки квалы (да и для высокой прибыли) заниматься лучше всего именно новыми товарами.
Есть ли простой вариант запустить производство и животноводство
Да! Просто напишите об этом на форуме или поищите темы где старые и опытные игроки ищут производителей. Вам дадут лицензии на технологии, обеспечат сырьём хорошего качества и скупят всю вашу продукции с прибылью. Возможно даже эта схема обеспечит вам быстрый рост квалы. Эта схема работает на любом этапе игры и многим нужны свободные производственные мощьности. Просто предложите свои услуги на форуме.
Waffen-SS это... СС- Себестоимость еденицы произведённой продукции. Считается как: Расходы / Производство едениц
То есть если расходы (Зарплата, сырьё и т.д.) равны $1 000 000, а завод производит 10 000 штук продукции то СС будет $100. От СС напрямую зависит итоговая прибыльность.
По логике формулы нужно либо понизить расходы либо увеличить выпуск. Из расходов под вашим контролем зарплата и сырьё (некоторые другие тоже, но они менее существенны). ЗП зависит от города в котором развёрнуто ваше производство и вам нужно искать города с низкой средней городской ЗП и высоким УО, пытаясь вычислить их соотношение (Или ЗП за еденицу УО так сказать). На Вере это Краснодар, Нукус, Великие Луки и т.д. В любом городе вы можете снизить ЗП с помощью обучение сотрудников на 20-30% и это существенно снизит СС, однако обучать лучше только когда вы наймёте максимальное кол-во работников для максимального размера или для меньшего размера если вы не планируйте расширять его дальше.
Если на вашем производстве расходы на энергию составляют существенную долю, то могу порекомендовать вам либо переехать в регион с низкими тарифами, либо поставить инновацию - солнечные батареи.
Кстати, примерно по той же схеме работают штрафы на рост квалы. Если вместо техны вы поставите сколько уровней вы не снимали штраф то там где производительность будет то, сколько опыта вам нужно для достижения средующего уровня. То есть насколько дольше займёт прокачка квалы на +1. Например если вы не снимали штраф 15 раз, то вам нужно 207% опыта, следовательно ваш рост будет 50% от номинала и +1 к квале займёт в 2 раза больше времени. Например если рост был +10% и +1 бы занял у вас 10 дней, то с 15ю штрафами рост будет примерно +5% и +1 займёт уже 20 дней при той же загрузке топов
Эти +5% производительности от каждой новой техны они конечно очень хороши, но так-же растёт и требования сырья (На фермах требование сырья не растёт, а растёт только производительность, таким образом там влияние техны на СС еще выше). За счёт чего же уменьшается СС при установке новой техны? За счёт того что размер всех остальных издержек, кроме закупок сырья, остаётся неизменным.
Очень сильно влияет и будет влиять еще больше. Представьте себе что завозимое вами сырьё вдруг подорожало на 20-30% из-за пошлин и транспортных расходов, это сильно повлият на СС и как следствие на прибыльность. Следите за этим и лучше всего открывайте производство поближе к источнику сырья. То есть если моя ферма производит хлопок в Узбекистане, то и заводы лучше всего открыть в Узбекистане, дабы избежать расходов на траспорт и пошлины.
Иногда выгоднее открыть производство в стране реализации, но тут нужно всё хорошенько посчитать. Например в Канаде довольно высокие пошлины и возможно выгодно будет открыть ваши заводы там, если вы там-же и продаёте товар. Однако когда вы всё посчитаете может оказаться что даже с учётом пошлин и траспорта выгоднее производить в стране с дешевой рабочей силой и низкими налогами. Прям как в жизни.
Нужны ли мне склады если я занимаюсь производством?
Еще как! Может быть не в самом начале, но чуть позже они будут нужны. В первую очередь склады экономят время. Например для того что-бы поменять цену в 10 заводах нужно на каждый из них нажать, а можно нажать на 1 склад, куда все эти заводы отгружают, и поменять цену только в одном месте. Обычно ставиться 2 склада, 1 - Вход, 2 - Выход.
Другими словами 1 - Снабжение, 2 - Продукция. Таким образом на любую цепочку желательно иметь 2 склада и выглядит она так: Ресурсы (Шахты, Фермы, Рыба и т.д.) => Склады ресурсов => Производство (Заводы, Фермы) => Склад готовой продукции => Реализация (Магазины, Рестораны и т.д.). Склады помогут вам сэкономить огромное колличество времени на кликанье которого вы сможете избежать, а так-же склады помогут делать запасы (запасы на заводах делать не очень удобно). Обычно склады ставяться в регионе где расположенно производство, что-бы не платить за транспорт и пошлины.
Скажем так, влияют сильно, если вы их хотите платить. О чем это я? Допустим что у нас заводы в Узбекистане со ставкой 5%, а продаём товар мы в Канаде со ставкой 30%. Где нам лучше заплатить налоги на прибыль (где нам лучше иметь прибыль?). Конечно же в Узбекистане. То есть имея СС продукции например $100 на заводах в Узбекии и намереваясь продать это в Канаде за $1000, имеет смысл получить всю прибыль в Узбекистане, продавая с заводов по $700-800 на свой склад и в Канаде получать мелкую прибыль, платя там мелкие налоги. Это может сэкономить кучу денег. Думаю покровов тут я не сорвал, так уже давно все делают и все кому надо об этом знают, но даже зная это не всегда получается так делать, ведь нагрузка офиса в Узбекистане не бесконечная и никто не даст вам гарантии что Узбекистан всегда будет меккой для производства и офшорной зоной.
Мне нужно кучу товаров, в магазины, рестораны, мед. центры и я не могу держать столько заводов сейчас. Что делать?
Искать друзей и стабильных долгосрочных поставщиков. Никто и не говорит что каждый игрок будет производить 100% своих потребностей. Да что уж там. Имея квалу в торговле например 30 и квалу в производстве те-же 30 вы и отдалённо не сможете произвести столько товаров сколько вы можете продать в магазинах потанцеально. И это только в торговле, что если у вас еще есть рестораны и т.д. Хорошая новость в том что максимальное количество работников по мере роста квалы растёт как-бы с прогрессией. То есть если рост с 10 до 11 позволит вам поставить еще 1-2 завода, то рост с 40 до 41 позволит поставить уже 5-8. Так что качайте квалу...
Есть ли разница на каком сервере я играю с точки зрения производства?
Разница огромная. Сложнее всего играть на активных серверах с множеством игроков, на пустых играть значительно проще. Чем больше активных и сильных игроков на сервере тем сильнее конкуренция, меньше прибыль и сложнее прокачка квалы. На пустом сервере вы можете поставить практически любой завод, которые делает что-то из независа и продать товар с огромной наценкой. На активных серверах (Ольга и особенно Вера) такой фокус у вас не пройдёт. Мало того что там обнаружатся завалы товаров, так как любой игрок может производить из независа и продать там с прибылью очень сложно, не имея высокую техну. Плюс к этому вы не будите перебивать средний кач сервера и квала перестанет расти, если вы будите работать только с независами. На активных серверах производство в гораздо большей степени завязанно на госах купленных игроками, однако на пустых серверах такие госы позволяют вам получать просто заоблочную прибыль. Короче чем активнее сервер, тем сложнее заниматься производством да и всем остальным. Сложнее, но значительно интереснее!
Что выгоднее, производство, животноводство, торговля или что-то еще?
Многие игроки занимаются и тем и другим и много чем еще. Какая-то специализация обычно начинает вырисовываться при значениях квалы за 50, когда дорого снимать штрафы. До этого момента лучше заниматся всем что представленно в игре. Если вы думайте что не занимаясь например животноводством вы сэкономите время, я могу сказать что запустив и настроив какую-то сферу, если вы всё сделали грамотно, вам нужно будет только 1 раз в 3-6 дней чинить оборудование (для животноводства даже этого не надо делать) что тоже делается довольно быстро. Больше всего денег потанцеально может принести торговля, но это не означает что вам не нужно заниматся производством и что оно не может быть прибыльным. Как я уже говорил, свободные производственные мощьности нужны очень многим и вам могут предоставить всё необходимое, от техн до сырья, лишь бы вы поставляли нужный товар и при этом вы прокачаете квалу и получите прибыль. Так что невыгодность на начальном этапе не повод не заниматься этим вообще.
Почти всегда и особенно вначале - лицензии гораздо выгоднее. Даже если вы ставите 20-30 заводов, лицензии чаще дешевле купить чем купить технологию. На более позднем этапе если вы хотите заниматься производством серьёзно вам скорее всего придётся заниматся наукой и самому исследовать все нужные вам технологии. Исследование техн может занять очень долгое время и поэтому лучше начать заниматся наукой как только ваша компания выйдет в стабильную прибыль, прокачивая квалу и изучая нужные вам техны. Если вам совсем не интересна наука, то единственный вариант это индивидуальные договоры на покупку лицензий, а это лучше всего делать вступив в одну из крупных корпораций.
Многие игроки подтвердят что наиболее частая ошибка которую совершают игроки и потом желеют это покупка техн. Миллиарды были потраченны на техны которые потом оказались не нужны, а умные люди на этом миллиарды заработали, заранее заморочившись и изучив нужные техны.
Я хочу производить алмазные споркары, почему сырьё такое дорогое? Почему игроки такие жадные? Давайте все снизим цены...
А почему алмазы такие дорогие в реальной жизни? Не потому ли что их сложно и дорого добывать, а их запас очень ограничен? Так и в игре. Исчерпаемые ресурсы из шахт покупаются за реальные деньги и игроки стремяться их продать как можно дороже (вы бы и тоже так делали, будь они у вас, да?). Так что не лукавьте. Занимайтесь независами, а потом тем чего на рынке много и новыми товарами.
У меня 5 заводов и я так долго кликал. А потом я увидел что у других 500 заводов.
Изучайте функции управления. Заказать сырьё, установить техны, внедрить инновации, нанять персонал и купить оборудование можно за 10 минут, для любого кол-ва заводов. Починка оборудования занимает 2 минуты.
Почему у некоторых сильных игроков заводы/фермы не максимального размера?
Дело в том что некоторые инновации стоят очки при определённом размере. Поэтому игроки строят размер поменьше что-бы их включить. Плюс к этому иногда на меньший размер можно установить чуть более высокую технологию.
Если ваша квала выше 20, то причина это вероятно в том что вы производите продукцию качества ниже чем среднее по реалму. Посмотрите это в отчёте по производству и избавьтесь от тех производств которые не перебивают этот кач. Часто для быстрой прокачки вам придётся много чем жертвовать. Ваше производство может быть не выгодным, с высокой СС, вам нельзя заниматься чем вы хотите, а приходиться заниматься чем-то другим, но оно того стоит.
Банальной причиной может быть еще и тот факт что вы плохо загрузили топ1 и топ3. О том что это такое ищите в других темах. Иногда загрузка топ1 получается порядка 5-10% (для мельниц например или для новых товаров) и в этом случае ваш рост будет существенно замедлен, даже если вам и не требуются работники с повышенной квалой, иногда имеет смысл их нанять, ради ускорения роста. То есть если топ1 загружен на 10%, а квала работников требуется и равна 5, то ради прокачки вам может быть нужно сделать их квалу 10-15, что-бы поднять загрузку топ1, даже учитывая то что вам такая квала у работников вроде как и не нужна. Все эти манипуляции могут сильно просадить загрузку вашего офиса. Ну а для того, что-бы ради прокачки в этом случае не сильно страдала СС, нужно работников сперва обучить.
Лаборатории требуют заводы для исследований, что делать?
Заставить заводы работать "в холостую". То есть когда исследование достигло 3й стадии, выводить нужный завод из отпуска (если он там был) и прикреплять. Сырья туда не закупать совсем, так как завод даже без сырья и без производства продукции будет считаться работающим пока стоит оборудование и наняты работники (и пока они не в отпуске). Можно поставить по 1му заводу каждой техны и отправить их в отпуск, можно просто покупать нужные заводы на рынке предприятий когда они нужны, ведь 3я стадия появляется далеко не всегда.
jeka_igla это похоже ваша болезнь, писать все в километровой шапке которая потом будет кочевать по всем страницам.
Может стоит в шапке указать основные принципы, а остальное спрятать под spoiler или во втором сообщении.
Всё может быть, и все быть может,
И лишь того не может быть,
Чего, быть может, быть не может -
Но и такое может быть!
Из расходов под вашим контролем зарплата и сырьё (некоторые другие тоже, но они менее существенны)
А как же быть с вот этим?
Получается, что бывают исключения из правил. Это, к примеру, завод микропроцессоров.
И принцип выбора города из зарплаты на единицу УО - тоже очень приближенный. Если разобрать формулу (попробуйте, например, разобрать зарплатный скрипт), то увидите, что она там не линейная. А эффективность обучения с каждым новым циклом - тоже снижается.
Когда-то уже делал тут на форуме сравнение рейтинга городов, ранжированых по ЗП/УО в сравнении с другим списком, ранжированным по ЗП для 20-й техны. Они, таки, отличаются.
Скажем так, влияют сильно, если вы их хотите платить. О чем это я? Допустим что у нас заводы в Узбекистане со ставкой 5%, а продаём товар мы в Канаде со ставкой 30%. Где нам лучше заплатить налоги на прибыль (где нам лучше иметь прибыль?). Конечно же в Узбекистане. То есть имея СС продукции например $100 на заводах в Узбекии и намереваясь продать это в Канаде за $1000, имеет смысл получить всю прибыль в Узбекистане, продавая с заводов по $700-800 на свой склад и в Канаде получать мелкую прибыль, платя там мелкие налоги. Это может сэкономить кучу денег. Думаю покровов тут я не сорвал, так уже давно все делают и все кому надо об этом знают, но даже зная это не всегда получается так делать, ведь нагрузка офиса в Узбекистане не бесконечная и никто не даст вам гарантии что Узбекистан всегда будет меккой для производства и офшорной зоной.
ну ну
высокие таможенные пошлины и высокая ставка ИЦ может сильно сильно скостить Вашу прибыль
надо считать все затраты
и вполне возможно что завод выгоднее будет построить на месте продажи
а с учетом того что на ставки налогов влияют игроки + система -то надо пересчитывать каждый игровой год